Реально ли развиваться в кризис?

Интервью с исполнительным директором сети сервисных центров iРемонт
1.06.2020
5 мин
Рита Кириченко
Современные реалии внесли свои коррективы в планы предпринимателей. Но больше всего кризис ударил именно по сервисному бизнесу: не у всех руководителей получилось сохранить штат сотрудников, определить и сократить действительно ненужные расходы. А уж тем более найти в сложившейся ситуации силы для нововведений и сохранить положительный настрой.

Ранее мы проанализировали активность наших пользователей, чтобы понять в каком положении находится сервисный бизнес сейчас. Но помимо общей статистики, интересны частные кейсы предпринимателей. Поэтому мы поговорили с руководителями компаний, ведущих учет в РемОнлайн и узнали, какие кризисные меры они приняли, и, самое главное – что помогло с позитивом смотреть на сложившуюся ситуацию.
Сергей поделился с нами своим опытом и полезными советами, которые помогают его компании пережить кризис.
Были ли на вашей практике кризисные моменты, из-за которых работу компании приходилось "замораживать" или даже останавливать?
— Наша компания существует на рынке с 2011 года. С 2015 мы выстраивали основные бизнес-процессы на базе РемОнлайн, активно пользовались функциями учета ДДС и финансовым планированием. Это делало бизнес предсказуемым, позволяло предвидеть и предотвратить кризисные моменты. Поэтому, подобного опыта ранее иметь не приходилось.
— Как повлияли на работу компании нынешние ограничения? Многие сервисные центры были вынуждены приостановить деятельность.
— Мы в их числе: в первые две недели пришлось закрыть сервисные центры по требованию надзорных органов. Но телефонные звонки для консультаций клиентов мы все равно продолжали принимать – это помогло сохранить штат сотрудников практически полностью, их у нас 35. Хоть и первый раз за историю компании пришлось задержать зарплаты на две недели. Сейчас мы постепенно начали открывать точки, соблюдая требования региональных властей и санитарные нормы.
— Как вы оптимизировали бюджет компании? От каких расходов избавились в первую очередь?
— Мы сразу же начали договариваться с собственниками помещений о снижении арендных платежей на время, пока не могли ими пользоваться. Также пришлось временно остановить контакт-центр и переключить звонки на мастеров. Потом приступили к точечным сокращениям: отключили рекламные компании по типам техники, на которые упал спрос, сократили количество перемещений штатных курьеров, отложили плановый ремонт и обновление вывесок. Срезали всякие «сервисы-помогалки», без которых бизнес может прожить. Мы поняли, что в первую очередь важно отказываться от расходов, которые не обеспечивают доход напрямую.
Наш подход таков: стараемся не держать "все яйца в одной корзине" и поэтому открыли медицинский центр.
— Часто для кризисных моментов предприниматели специально создают финансовую "подушку безопасности". Был ли такой запас средств в вашей компании?
— Нет, как таковой «подушки» не было, так как свободные деньги мы обычно инвестируем в новые проекты. И её очень не хватало в начале карантина, из-за чего, например, и пришлось задержать зарплаты. В будущем соберем небольшую «страховочную» сумму, но все равно не будем делать её значительной. Мы считаем, что финансовая «подушка безопасности» должна быть не в сумме свободных денег, а в количестве каналов их привлечения.

Важно иметь несколько параллельных проектов, вложения в которые позволят зарабатывать уже сейчас. Наш подход таков: стараемся не держать "все яйца в одной корзине" и поэтому открыли медицинский центр. Еще есть направление по продаже оборудования для телекоммуникационного рынка. Текущий кризис подтвердил верность такого решения: сервисный центр временно остановился, но медицинский – продолжил работу.
Хотите поделиться с читателями своими кейсами в следующей статье? Оставьте свой e-mail и мы свяжемся с вами для интервью.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Как это отразилось на показателях компании?
— Сейчас компания работает примерно на 60% от докризисных времен. Так как ограничения в городе еще не до конца сняты, люди не могут передвигаться свободно. Да и в целом ощущается снижение платежеспособности населения. Но ситуация постепенно улучшается! К июлю рассчитываем вернуться к прежним показателям.
Сервисный центр iРемонт
Многим компаниям в современных реалиях пришлось менять стратегию продвижения и использовать новые рекламные каналы. Какие нововведения появились в вашей компании?
— Мы стали активнее продвигать услуги по ремонту на дому и доставку курьером, чего не делали раньше. Также больше внимания уделяем площадкам-агрегаторам и каталогам сервисных центров, таких как Yell, Zoon, Service-Centers. Их плюс в том, что при разумной цене, можно быть наверху без оплаты за каждый клик. Также эффективнее стал работать Авито: если научиться отличаться от сотен "псевдо-частных" мастеров и правильно продвигаться, то можно найти своих клиентов там.
Больше всего компании помог принцип «не развиваться на кредитные деньги»
— Как вы считаете, что именно помогает вашему сервису в условиях ограничений?
— Больше всего компании помог принцип «не развиваться на кредитные деньги». Благодаря ему мы можем себе позволить резкое сокращение доходов без критических последствий для бизнеса. Ну и конечно же, очень выручает наша команда, которая осталась вместе с компанией. Мы дорожим своим коллективом, проводим регулярное обучение, корпоративные встречи и выезды на природу. Я думаю, что сотрудники видят адекватное отношение к ним и поэтому готовы вместе с компанией преодолевать трудности.
Задумывались ли вы о закрытии бизнеса?
— Думали о «заморозке», так как не было четкого понимания сроков жестких ограничений, но закрывать не планировали. Понимали, что надо не сдаваться и пройти этот сложный период. Скажу банальную, но точную фразу: "тот, кто хочет развиваться, всегда ищет возможности, а тот, кто не хочет – причины".

Я думаю, остаться на плаву нам помогла отличная команда сотрудников и разумное использование финансов. РемОнлайн позволяет вести подробный финансовый учет и баланс основных средств. Вы запустили очень полезный цикл статей об учете и финансах, рекомендую почитать и применять эти инструменты всем пользователям.
— Какой самый важный урок вы извлекли из сложившейся ситуации?
— Мы поняли, что оказались совсем не подготовленными к дистанционному ремонту (ремонту на дому у клиента). И сильно проиграли фирмам с услугами "псевдо-частных" мастеров, которые оказались в топе рекламы и работают в таком режиме давно. Кризис показал нам этот очевидный канал, будем уделять ему больше внимания. Также теперь мы будем более подготовлены к возможным кризисным моментам в будущем: будем увереннее отказываться от расходов, которые напрямую не обеспечивают доходы, и небольшую финансовую «подушку безопасности» все-таки соберем.
Команда сервисного центра iРемонт
— Какие планы вы с командой строите на ближайшее время?
— Рынок постепенно оттаивает и сейчас появляется много отличных вариантов помещений, на которые раньше бы выстроилась очередь. Мы планируем воспользоваться этим моментом и открыть еще несколько новых сервисных центров.
Хотите раз в неделю получать свежую подборку статей блога?
Раз в неделю по пятницам отправляем порцию свежих статей
Никакого спама и навязчивых акций
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
— Складывается впечатление, что карантин дал вам толчок для развития. Так ли это?
— Конечно! Кризис – это время для новых возможностей. Безусловно, мы потеряли часть доходов, в чем-то притормозили и еще продолжительное время будем вынуждены корректировать свои планы. Но мы точно не планируем «замирать». Важно меньше смотреть телевизор и не жаловаться на жизнь – это точно ни к чему хорошему не приведет ☺
Поделиться материалом с друзьями:
Вам должно понравиться: