Использование qr кодов в бизнесе

Оплата по скану и новые возможности в маркетинге
24.12.2020
5 мин
Рита Кириченко
Все чаще и чаще QR-коды мелькают на баннерах и журнальных страницах, в ресторанах и метро, на сайтах и в магазинах. Давайте вместе разберемся, зачем они нужны и как могут быть полезны для малого бизнеса.

Что такое QR-код

QR-код (quick response code) — это тип штрихкода; двумерный код, который вмещает в себя 7089 символов закодированной информации. А это, на минуточку, в 235 раз больше обычного штрихкода, который содержит всего 30 символов.
QR-код может содержать в 235 раз больше символов, чем обычный одномерный штрихкод
Это и было главной причиной его изобретения. В 1994 году в Японии QR-код придумали и использовали в автомобильной промышленности для того, чтобы увеличить объем зашифрованных данных на одном носителе. Но технология быстро распространилась по всему миру и стала популярной в других сферах из-за возможности быстрого считывания информации и ее емкости.

В QR-коде информация кодируется четырьмя стандартными системами: двоичной, числовой, буквенно-числовой и китайскими иероглифами. Но, как вы могли догадаться, кодировать вручную не придется — современные сервисы помогают создавать QR-коды на основе полученной информации в считанные секунды.

Главная особенность QR-кода (и главное преимущество над обычными штрихкодами) состоит в том, что он легко распознается даже на поврежденной поверхности (до 30%). Это происходит потому, что сканеры считывают QR-код как двумерное изображение благодаря квадратам, которые располагаются в трех углах кода — они помогают оптимизировать его размер и ориентацию.

Какого размера должен быть qr код?

От размера элементов (пикселей QR-кода) зависит то, с каким успехом его смогут считывать разные устройства. Например, более старые модели телефонов считывают QR-коды от 32 мм. Современные устройства могут считать код от 26 мм. Чтобы охватить как можно больше аудитории, сделайте размеры своего QR-кода оптимальными для всех устройств. Правильный размер также влияет на скорость считывания.

Для наглядности попробуйте отсканировать этот код самостоятельно. Стандартная камера IPhone распознает его за 2 секунды.

Виды QR-кодов

Существует два вида QR-кодов.

Статический QR-код — информация в нем закодирована без возможности внести изменения. Это значит, что те данные (ссылки, контакты, текстовую информацию), которые вы зашифруете в конкретном QR-коде, останутся там навсегда. Такой тип подходит для распространения неизменяемой информации.

Например, если вы напечатаете листовки с адресом кофейни и раздадите 100 штук у метро, а потом измените адрес, эти 100 человек скорее всего придут по старому адресу.

На сколько это выигрышный вариант? В веке информационных технологий, когда массивы данных перерабатываются, модифицируются и распространяются быстрее, чем вы читаете это предложение, нужно быть гибким. Поэтому лучше использовать динамические QR-коды.

Динамический QR-код — после сканирования ссылка ведет вас на страницу (микролендинг, например), которая уже перенаправляет непосредственно на нужную страницу с информацией. На ней размещают все нужные ссылки и аналитику, чтобы отслеживать путь клиента. Это значит, что вы можете создать один динамический QR-код и менять содержание хоть каждый день.

Например, после того как вы раздали те 100 брошюр со статическим QR-кодом, вы поняли, что оплошали, и сделали новый динамический QR-код и новые 100 листовок. Теперь даже если ваша кофейня будет на колесах перемещаться по всему городу, человек с листовкой сможет ее найти, ведь адрес, зашитый в QR-код, вы можете постоянно актуализировать.

Так как технологии не стоят на месте, появляются все новые и новые способы привлечь внимание клиентов с помощью QR-кодов. Некоторые компании используют не стандартные черно-белые наклейки, а яркие дизайнерские решения, которые отображают визуальную составляющую бренда. Их можно выделить в отдельную группу.

Брендированный QR-код — это всеми любимый "qr код с картинкой". Он отличается от стандартного только тем, что содержит брендированные элементы: логотип и корпоративные цвета. Такой код можно сгенерировать в простых программах на основе своих макетов или заказать в агентстве, если у вас еще не проработан вопрос визуальной айдентики.

Использование qr кодов в бизнесе

В QR-код можно зашить не только адрес компании. Их использование открывает огромный пласт возможностей для бизнеса. Давайте разбираться, каких именно.

Как альтернативный способ оплаты

По статистике Центробанка в 2020 году доля платежей по карте у россиян составляет 86%, что на 6% больше, чем в 2019. Компании без возможности принимать безналичные оплаты просто теряют деньги. QR-код может стать альтернативой эквайрингу — для малого бизнеса этот способ особенно ценный, потому что помогает сэкономить на комиссии.

Такой метод оплаты выгодный и для клиентов, и для собственников, потому что:

  • не нужно устанавливать POS-терминал на точке;

  • комиссия для продавца выгоднее, чем у эквайринга;

  • комиссия для покупателя выгоднее, чем при переводе на карту (часто продавцы без терминала используют этот метод).
Для низкомаржинального бизнеса или интернет-магазинов оплата по QR-коду может стать единственной возможностью не терять проценты (а значит прибыль) за эквайринг.

Настроить оплату по QR-коду можно двумя способами:

  1. Получить свой код у банка и разместить в местах, где вы собираетесь принимать оплату (на сайте или на кассе). Покупателю нужно иметь приложение банка и ввести сумму самостоятельно, а продавцу — пробить этот чек.

  2. Интеграция банка с онлайн-кассой, которую вы используете. Детали зависят от модели самой кассы, но принцип работы один — аппарат выводит QR-код на экран, а покупателю нужно лишь его отсканировать.
Как инструмент маркетинга

Дело в том, что использование QR-кодов только набирает обороты в постсоветском пространстве и они еще не успели никому надоесть. А так как в маркетинге нужно всегда быть на гребне волны и отслеживать тенденции, советуем присмотреться к рекламным возможностям QR-кода.

То, что QR-код можно легко разместить на промо-материалах, очевидный факт. Это и сократит занимаемое место (на визитках, флаерах и брошюрах) и заинтересует клиентов (наружная реклама). Инструментарий ограничивается только фантазией, что одновременно и плюс, и минус: иногда попытки привлечь внимание переходят границы здравого смысла. Чтобы такого не случилось и клиенты могли легко считывать QR-коды, придерживайтесь простых правил:

  • не размещайте их на подвижных поверхностях. Маркетологи SubWay, например, решили разместить QR-коды на задней части футболок сотрудников. Можно догадаться, почему это не увенчалось успехом.

  • путь клиента должен быть простым. Даже если QR-код динамический, не усложняйте переход тысячей ссылок со страницы на страницу.

  • располагайте QR-коды только в легкодоступных для считывания местах.

Смотрите кейс использования QR-кода для сервисного центра по ремонту техники Apple. Иван Калиниченко, собственник Remontly, поделился с нами фишками продвижения сервисного бизнеса в этом интервью:
    Но главная фишка QR-кода с точки зрения маркетинга заключается в том, что это легкий интерактивный способ перевести потенциального клиента из офлайн в онлайн, чтобы собрать контакты (или хотя бы данные для аналитики).

    Почему людям нравится пользоваться QR-кодами больше, чем вручную искать ссылку на сайт, переходя со страницы на страницу? Ответ кроется в самом вопросе. Скорость + удобство (и немного интереса) в сумме дают хороший результат в виде заполненной заявки. Главное дать клиенту стимул это сделать: придумать интересное предложение, плюшку, которую вы дадите им за скан. В умелых руках QR-коды могут стать эффективным инструментом для привлечения клиентов или получения контактной информации.

    Например, так:

    Пример 1. Для оформления заказа без очереди. При сканировании QR-кода человек попадет на быструю форму заказа, заполнив которую сможет не ждать в очереди и оформить заказ бесконтактно (плюсы для каждого свои).
    Плюс для клиента: возможность оформить заказ быстро и бесконтактно.
    Плюс для компании: автоматизация части заказов, расширение базы клиентов.

    Пример 2. Для получения скидки. Промокод генерируется, когда клиент заполняет информацию о себе в форме по ссылке, зашитой в QR-код.
    Плюс для клиента: скидка на текущий или будущие заказы.
    Плюс для компании: данные формы, которые можно использовать для таргета, аналитики и других целей (главное предупредить о них в пользовательском соглашении).

    Как бы сложно и страшно не было внедрять использование новых, неизвестных технологий, помните: рано или поздно вы все равно придете к этому. Особенно во время, когда люди стараются уменьшить количество физического контакта с разными поверхностями и друг другом, QR-код стал отличной альтернативой визиткам, меню, листовкам и чекам. Подумайте, как вы можете использовать их в пользу своей компании и на радость клиентов.

    И подпишитесь на рассылку блога и наш Телеграм-канал. Мы освещаем все интересные и актуальные бизнес-темы. Ну вот правда.
    Поделиться материалом с друзьями:
    Вам должно понравиться: